Пятница, 29.03.2024, 11:20
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Форма входа
Поиск

 

 Гендерные различия уровня сформированности социально-политических позиций личности юношеского возраста.


(Опубликовано: Парадигмы образования: Материалы Международной научно-практической конференции 25-27 апреля 2006 г. / под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Хотинец. Ижевск, 2006. – 295 с.)

 

            «Гендерные исследования» как самостоятельная область научных и образовательных интересов является собирательным понятием для современных гуманитарных теорий – экономических, социальных, политических, лингвистических и других, так или иначе интерпретирующих проблему взаимоотношения полов и использующих новейшее ее обозначение – «гендер».

            Первое определение гендера возникло в связи с феминистским анализом «современного общества» - критикой дискриминационного положения женщин. В статье антрополога Гейла Рубина «Обмен женщинами: заметки по поводу политической экономии пола» (1975), «гендер» определяется как «комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности».

            Гендерные исследования вводят в научный оборот специфическую терминологию, широко распространенную во всех гуманитарных науках. Предметом гендерных исследований становятся представления об особенностях мужчин и женщин, их отличительных чертах.

Актуальность выбранной нами темы определяется возрастающей ценностью знания о побудительных причинах человеческих действий и способах регуляции обществом поведения представителей разных полов. Эти знания крайне важны для организации поведения в сложных и динамичных жизненных ситуациях в зависимости от гендерной принадлежности субъектов общественных отношений.

Гендерные исследования в зарубежной науке проводились такими учеными как Г. Рубин, Э. Гидденс, Дж. Скотт. В отечественной психологии проблемой гендерных различий первыми заинтересовались Воронина О.А., Чикалова И.Н., Бендас Т.В.

Согласно нашему предположению, для юношеского возраста характерны  гендерные различия уровня сформированности социально-политических позиций. Данные различия,  которые приобретают актуальность для личности в связи с социализацией и формирование мировоззренческих позиций обусловлены гендерной принадлежностью.

Актуальность исследования также обусловлена практической значимостью исследования, а именно тем, что результаты исследования социально-политических позиций в зависимости от принадлежности к полу могут быть учтены при постановке задач социальной адаптации личности в условиях социально-политических и социально-экономических преобразований в современном обществе.

Экспериментальное исследование проводилось в Бирской государственной социально-педагогической академии. В эксперименте принимали участие студенты физико-математического факультета в количестве 50 человек (из них 25 юношей, 25 девушек). Возраст испытуемых 18-20 лет.

Для решения задач нашего исследования, в целях диагностики таких социально-психологических особенностей личности как социальные и политические позиции нами использовался опросник «Социально-политические позиции личности», разработанный Г. Айзенком и Г. Вильсоном. Данная методика касается личностных предпочтений человека в сфере политической и социальной жизни.

Результаты проведенного исследования и выявление гендерных различий уровня сформированности социально-политических позиций личности в ходе статистической обработки, посредством использования t-критерия Стьюдента позволили сформулировать ряд выводов.

Юноши данной выборки одобряют сексуальную свободу, считают, что не надо препятствовать широкому распространению наркотиков или преследовать «странных» людей, таких как хиппи или гомосексуалы, их жизненная философия строится на легком отношении к текущим событиям, терпимости к другим людям и поиске удовольствий (шкала «Дозволенность»). Также результаты исследования позволяют утверждать, что представители мужского пола чувствительны, сензитивны к своим желаниям, они  свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности. Юноши не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами (шкала «Самопонимание»). У девушек, напротив, наблюдается явное отвращение ко всем этим вещам, они одобряют строгую цензуру, недопущение антиобщественного поведения, строгие наказания для нарушителей закона. Девушки, исследуемой выборки неуверенны в себе, часто ориентируются на мнение окружающих. Результаты влияния фактора гендерной принадлежности на социально-психологические особенности указывают, что данный фактор определяет такую социально-психологическую особенность личности как дозволенность, т.е. культура гендера строится на легком понимании происходящего вокруг, в отличие от девушек (данные получены в ходе статистической обработки при помощи однофакторного дисперсионного анализа – F-критерий Фишера). В целом у юношей прослеживается тенденция, основывающаяся на толерантном отношении к другим людям (шкала «Дозволенность»).

Также результаты исследования дают возможность утверждать, что представители мужского пола негативно относятся к устоявшимся социальным стандартам, что говорит об их склонности к нонконформизму, что нельзя сказать о девушках (шкала «Самопонимание»).

Выявление различий показателей уровня сформированности социально-политических позиций юношей и девушек, найденные причинно-следственные связи в схеме «гендер -> социально-политические позиции личности» формируют представление о гендере как элементе культуры, влияющем на становление социально-политических позиций личности в условиях современного общества.

Литература:

1.      Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология. – М.: Наука, 1980.

2.      Видмайер Д. Социальная психология. – СПб., 1987.

3.      Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999.

4.      Митина О. В., Петренко В. Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения // Вопросы психологии, 2000. – № 1. – С. 68–86.

5.      Holfstede G. (Chair). Masculinity/femininity as a cultural dimension // 12th Congress of the Inter-national Association for Cross-Cultural Psychol. Pamplona, Spain. 1991.




Статья "Формирование профессиональной компетенции студента через участие в работе  клуба "Вожатенок""